Подписывайтесь на наш Telegram,
где я публикую полезные материалы,
а также бесплатно консультирую!


Подписаться

Некоторые аспекты процесса привлечения
к субсидиарной ответственности

Привлечение к субсидиарной ответственности руководителя должника возможно при установлении двух следующих фактов:
1
Наличие вины руководителя
в фактическом банкротстве
2
Наличие ущерба кредиторам
в результате банкротства должника
Вина руководителя может выражаться в следующих действиях/бездействии:
1
Несвоевременная подача заявления
о банкротстве
2
Совершение заведомо невыгодных сделок
3
Искажение бухгалтерской
и налоговой отчетности
4
Принятие заведомо необоснованных решений, связанных
с деятельностью предприятия
5
Сокрытие имущества и документов
1
Несвоевременная подача заявления
о банкротстве
2
Совершение заведомо невыгодных сделок
3
Искажение бухгалтерской
и налоговой отчетности
4
Принятие заведомо необоснованных решений, связанных
с деятельностью предприятия
Сокрытие имущества и документов
5
Это основной перечень оснований возникновения «вины» руководителя. Однако не всегда данные действия, формально отвечающие этим признакам, свидетельствуют о вине руководителя.

Отличие действия, основанного на обычном предпринимательском риске, от преднамеренного — это то,
что лицо, совершая эти действия, заведомо предполагало наступление негативных последствий для кредиторов. К примеру, если должник совершил сделку — продал имущество, а покупатель оказался
фирмой-однодневкой и не рассчитался за имущество.

Само по себе неисполнение обязательства со стороны контрагента — это обычный предпринимательский риск, но если при заключении сделки не была произведена обычная проверка контрагента по открытым источникам (из которых явно следовало, что контрагент — фирма-однодневка), то бездействие руководителя может свидетельствовать о его вине.

Таким образом, в предмет доказывания входит не только сам факт совершения, либо несовершения определенных действий, но и наличие в действиях руководителя преднамеренности и/или халатности.
И конечно должен присутствовать факт наступления негативных последствий для кредитора.

Законодательством предусмотрены и иные основания для привлечения к субсидиарной ответственности, без возбуждения дела о банкротстве. Так, к примеру, наступление ответственности возможно
при исключении из ЕГРЮЛ должника, что может свидетельствовать об отказе должника от исполнения обязательства (п. 3.1. ст. 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Есть и иные случаи наступления ответственности.

Субсидиарная ответственность наступает не по формальным основаниям, а это означает, что заявителю необходимо будет представить достаточные доказательства вины.

В этой связи наиболее эффективная стратегия для привлечения — подача иска в рамках дела о банкротстве.
В процессе проведения процедуры банкротства арбитражный управляющий имеет право запрашивать любые сведения и документы, связанные с деятельностью должника: бухгалтерскую и налоговую отчетность; учредительные документы; сведения о движении денежных средств по счетам должника;
всю исполнительную документацию по сделкам с контрагентами и т.д.

Данные сведения позволяют провести правовой и экономический анализ деятельности должника и собрать необходимые доказательства для процесса по привлечению контролирующего лица.

И, кроме этого, что может быть более важно, данные сведения могут позволить определить весь перечень контролирующих лиц с целью их привлечения. Все мы знаем, что довольно часто директорами и участниками бывают формальные лица, экономического эффекта от привлечения которых ожидать не приходится.

Так, в данной статье мы будем разбираться с порядком действий привлечения к субсидиарной ответственности в случае возбуждения дела о банкротстве в отношении должника.
Кто имеет право на подачу в деле о банкротстве заявления
о привлечении к субсидиарной ответственности?
Перечень лиц, имеющих право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности зависит от стадии банкротства должника.

Право на подачу заявления о привлечении на стадии банкротства имеют:
1
Арбитражный управляющий
2
Конкурсные кредиторы
3
Уполномоченный орган
4
Представитель работников
5
Бывшие работники должника
В случае, если процедура банкротства была завершена или в ведении ее было отказано
по причине недостаточности имущества, то правом подачи обладают следующие лица:
1
Арбитражный управляющий
2
Конкурсные кредиторы
3
Кредитор по текущим обязательствам
4
«Зареестровый» кредитор ‌‌ ‌‌‍‍ ‌‌‍‍ ‌‌‍‍ ‌‌‍‍
5
Бывшие работники
6
Заявитель по делу о банкротстве
Арбитражный управляющий — это лицо, исполняющее обязанности управляющие непосредственно в процедуре банкротства конкретного Должника, чьи контролирующие лица подлежат привлечению к субсидиарной ответственности. Т.е. не любое лицо, имеющее статус арбитражного управляющего.

Конкурсный кредитор — лицо, чьи требования по денежным обязательствам были признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов.

Представитель работников — лицо, избранное работниками/бывшими работниками, для представления их интересов в процедуре банкротства.

Работник/бывший работник — лицо, которое состоит/состояло в трудовых отношениях с Должником и перед которыми Должник имеет задолженность по выплате заработной плате.

Уполномоченный орган — орган, представляющий требования по уплате в бюджет задолженности —
ФНС РФ в лице своих территориальных органов.

Текущий кредитор — лицо, требования по денежным обязательствам к Должнику которого возникли
после возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве).

«Зареестровый» кредитор — лицо, чье требование по денежным обязательствам было признано обоснованным, но подлежит удовлетворению после требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Заявитель по делу о банкротстве — лицо, обратившееся с заявлением о признании должника банкротом. Это может быть уполномоченный орган, кредитор или работник Должника.



Независимо от того, кто являлся инициатором процесса привлечения к субсидиарной ответственности, данный иск будет считаться групповым иском. Соистцами будут считаться все кредиторы должника. Таким образом, подача повторного иска другим кредитором, после рассмотрения по существу спора, не допускается.

Заявление о привлечении к ответственности по основаниям, предусмотренным настоящей главой, может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом (прекращения производства по делу о банкротстве либо возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом) и не позднее десяти лет со дня, когда имели место действия и (или) бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности.
Кто может быть привлечен к субсидиарной ответственности?
В законе указано — к субсидиарной ответственности могут быть привлечены контролирующие должника лица.
Контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

Возможность определять действия должника может достигаться:
1
В силу нахождения с должником (руководителем или членами органов управления должника) в отношениях родства или свойства, должностного положения
2
В силу наличия полномочий совершать сделки от имени должника, основанных на доверенности, нормативном правовом акте либо ином специальном полномочии
3
В силу должностного положения
(в частности, замещения должности главного бухгалтера, финансового директора должника, а также иной должности, предоставляющей возможность определять действия должника)
4
Иным образом, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния
на руководителя или членов органов управления должника иным образом
Таким образом, контролирующими лицами являются:
1
Все лица, которые имели фактическую возможность давать указания Должнику.
Это директор, участники Общества, управляющая компания.
2
Лицо, оказавшее влияние на заключение сделок, определяющих судьбу Общества
3
Лицо, фактически руководившее деятельностью предприятия
Когда в обществе имеется номинальный директор, но фактически осуществляет руководство
иное лицо на основании Доверенности либо иных документов:
  • Лицо, которое извлекло выгоду из-за недобросовестного поведения руководителя Общества
    Т.е. по сути это лицо, которое получало, к примеру6 активы должника,
    либо заключало иные договора на нерыночных условиях, в результате
    чего получило выгоду несоразмерную с обычными сделками





    01
  • Выгодоприобретатель, извлекающий существенные преимущества из организации системы предпринимательской деятельности, которая направлена
    на неравномерной распределение совокупного дохода
    то так называемые негласные холдинги, которые очень часто встречаются. R примеру, одна компания владеет всеми средствами производства, которые якобы сдает их другой, которая выполняет все работы и генерирует долги, а весь доход в виде «арендной платы» генерируется у первой компании.
    02
Это не является исчерпывающим списком — но направление, в части определения контролирующих лиц, дает.

ФНС РФ в своем письме (Письмо ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-18/16148@), для руководства своим сотрудникам в целях определения перечня контролирующих лиц, указывает на следующее:
«Суд может признать лицо КДЛ по любым иным доказанным основаниям (пункт 5 статьи 61.10), которые прямо в законе не указаны.
Этими основаниями могут служить, например, любые неформальные личные отношения, в том числе установленные оперативно-разыскными мероприятиями, например, совместное проживание
(в том числе состояние в т.н. гражданском браке), длительная совместная служебная деятельность (в том числе военная служба,
гражданская служба), совместное обучение (одноклассники, однокурсники) и т.п.»
Таким образом, как вы видите, очень важно определить весь круг лиц, подлежащих к привлечению
к субсидиарной ответственности, а не ограничится только лишь номинальным руководителем, который физически не сможет возместить убытки.
По каким основаниям контролирующие лица подлежат привлечению к субсидиарной ответственности?
Законом установлены следующие основания для привлечения к субсидиарной ответственности:
1
Cубсидиарная ответственность
за неподачу (несвоевременную подачу) заявления о признании банкротом
2
Cубсидиарная ответственность
за невозможность полного погашения требований кредиторов
Под первым пунктом наступление ответственности в размере задолженности, которая возникла после наступления обязанности Должника подать заявление о своем банкротстве.

Согласно нормам ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в случае наступления у компании признаков банкротства — добросовестный руководитель Должника, либо его участники, обязаны обратиться в Арбитражный суд с заявлением о банкротстве.

Если после наступления фактических признаков банкротства Должник вместо обращения с соответствующим заявлением продолжал брать на себя обязательства и не смог их погасить, то в этом размере, виновные в этом лица, подлежат привлечению к субсидиарной ответственности.

Таким образом, под этим пунктом не понимается ответственность контролирующих лиц в полном объеме по долгам.

Для привлечения по данному основанию необходимо определить дату фактического банкротства Должника.
По общему правилу — у Должника возникают признаки банкротства, если он в течении трех месяцев
не может рассчитаться по своим обязательствам.

Так же здесь учитываются следующие моменты:
1
Удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств
или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами
2
Органом должника, уполномоченным
в соответствии с его учредительными документами на принятие решения
о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд
с заявлением должника
3
Органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника
4
Обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит
или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника
Однако не всегда момент наступления вышеуказанных обстоятельств определяет дату по обязанности подачи заявления. Должник может представить доказательства, что у него на эту дату был план по выходу
из кризисной ситуации — и он его начал выполнять. Тогда эта дата сдвигается до того момента, когда стало понятно добросовестному Должнику.

Естественно, данный план должен быть реальным и иметь высокие шансы (с учетом предпринимательского риска) вывести предприятие из кризиса.

Как видите по данному основанию при хитрой и грамотной защиты контролирующих лиц весьма непросто привлечь к субсидиарной ответственности, да и размер ее ограничен.

По второму пункту основания наступления субсидиарной ответственности более широкие и размер определяется уже исходя из всей задолженности.

Такими основаниями считаются:
  • Заключение сделок

    на невыгодных для Должника условиях

    1
  • Искажение

    бухгалтерской отчетности

    2
  • Сокрытие имущества,

    за счет которого возможно погашение задолженности

    3
Однако при привлечении к субсидиарной ответственности по данным основаниям так же необходимо доказать, что вышеуказанные действия привели к объективному банкротству.
Какой порядок действий в случае, если в отношении контролирующего лица возбуждено дело о банкротстве?
В случае возбуждения дела о банкротстве в отношении привлекаемого к субсидиарной ответственности лица, конкурсный управляющий обязан обратиться с заявлением о включении в реестр требований кредиторов. Достаточным основанием для подачи заявления будет в данном случае сам факт принятия заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве юрлица.

При получении заявления о включении в реестр требований, суд, ведущий дело о банкротстве физического лица, принимает его к рассмотрению и приостанавливает производство по нему до момента полного рассмотрения вопроса о субсидиарной ответственности.

В случае данного факта, финансовый управляющий в деле о банкротстве физического лица проводит все мероприятия процедуры, за исключением расчетов с кредиторами в составе третей очереди.
К расчетам с данными кредиторами финансовый управляющий не может приступить в связи с тем, что
не известен размер будущего требования, что ведет к невозможности установления пропорциональности его погашения.

Однако, если заявление было подано с пропуском срока и в этой связи данное требование не подлежит включению в реестр требований, то ограничения по расчету с кредиторами третей очереди отсутствуют.
Процессуальный срок на подачу заявлений о включении в реестр требований кредиторов для всех одинаковый.

Затягивание вопроса с подачей заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в деле
о банкротстве юрлица может привести к пропуску срока на подачу заявления о включении в реестр требований в деле о банкротстве физического лица.

Основные правовые позиции ВС РФ определены
в пп. 37-43 Постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2017 г. № 53.



Этапы судебного процесса привлечения к субсидиарной ответственности.

Процесс привлечения к субсидиарной ответственности руководителя должника процессуально происходит в два этапа. На первом этапе суд устанавливает наличие оснований для привлечения к субсидиарной ответственности. Установив данный факт, суд откладывает вопрос рассмотрения размера ответственности
до момента полного формирования реестра требований и реализации всего имущества. После полного завершения данных мероприятий суд устанавливает размер ответственности в размере непогашенных требований всех кредиторов.

Процессуально суд выносит два судебных акта: о привлечении к субсидиарной ответственности
и об установлении размера.

Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся
не погашенными по причине недостаточности имущества должника.

Не включаются в размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица требования, принадлежащие этому лицу либо заинтересованным по отношению к нему лицам. Такие требования не подлежат удовлетворению за счет средств, взысканных с данного контролирующего должника лица.

В течение пяти рабочих дней со дня принятия судебного акта о доказанности наличия оснований
для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, арбитражный управляющий сообщает кредиторам о праве выбрать способ распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности.

В течение десяти рабочих дней со дня направления сообщения, каждый кредитор, в интересах которого лицо привлекается к субсидиарной ответственности, вправе направить арбитражному управляющему заявление о выборе одного из следующих способов распоряжения правом требования о привлечении
к субсидиарной ответственности:
1
Взыскание задолженности по этому требованию в рамках процедуры,
применяемой в деле о банкротстве;
2
Продажа этого требования по правилам Закона о несостоятельности (банкротстве);
3
Уступка кредитору части этого требования в размере требования кредитора;
Взыскание задолженности подразумевает предъявление исполнительного листа в службу судебных приставов и подачу заявления о признании контролирующего лица банкротом.

Продажа права требования по правилам Закона о несостоятельности(банкротстве) подразумевает оценку требования и ее реализацию путем проведения торгов.

Однако есть особенность в части распределения денежных средств, полученных в результате исполнения вышеуказанных мероприятий. Полученные денежные средства подлежат распределению уже не по общим правилам, а пропорционально между всеми кредиторами, чьи требования были учтены в размере субсидиарной ответственности.

Уступка части требования означает, что судом из общего размера требований будут выделен размер требования конкретного кредитора и ему будет выдан исполнительный лист о взыскании с контролирующих лиц его требования непосредственно в его пользу.

В дальнейшем кредитор, вне рамок дела о банкротстве, самостоятельно будет принимать решения о способах погашения требования.

В данной статье мы привели лишь некоторые аспекты процесса привлечения контролирующих лиц

к субсидиарной ответственности. Отразить в рамках одной статьи все вопросы определения круга лиц,

сбора доказательств, установления оснований привлечения и особенностей судебного разбирательства

по данному вопросу невозможно. Если вы хотите, чтобы мы разобрали конкретно вашу ситуацию и дали свои рекомендации, пожалуйста, оставьте свои контакты и мы свяжемся с вами.